Тексты и диалоги

Texts and dialogues

                                                                       Давайте познакомимся!

    Читайте тексты. Read the texts.

ааннонА) Казахстан – это моя родная страна. Мой родной город – Кокшетау.  Тут мой дом. Это мой папа. Его зовут Иван Иванович. Он инженер. Это моя мама. Её зовут Нина Антоновна. Она врач. Там мой брат. Его зовут Антон. Он студент.
ааннонБ) Здравствуйте! Меня зовут Марк. Я студент-иностранец. Кокшетау – мой город.  А это мой дом. Дома моя мама. Вот она. Познакомьтесь. Её зовут Оксана Тарасовна. Она инженер. Сегодня мама не работает. А мой папа – врач. Его зовут Иван Иванович. Он тоже дома, он читает газету. Дома мы отдыхаем вместе. Вот наше фото. Тут моя семья: мама и папа, бабушка и дедушка. А это мой брат Ван. Он финансист. А это моя сестра Моника. Она студентка.
ааннонВ)  Это  мой  отец.  Мой  отец  –  бизнесмен.  Это  моя  мама.  Моя  мама  – переводчица. Мой брат Борис – артист. Он певец. Моя сестра Анна – ученица. Мой друг Николай – врач. Его жена Мария – учительница. Её отец – Сергей Петрович – учитель.
        Г) Меня зовут Макар. Я студент. А это моя сестра. Её зовут Катя. Она тоже студентка. Она очень хорошая студентка, очень хорошая спортсменка, очень красивая девушка и очень-очень хорошая сестра. Это наша квартира. А это  её  комната.  Здесь  её  компьютер,  её  телефон,  там  её  календарь,  моя фотография и учебник … А кто там? Там наша собака Диля. Диля  – хорошая и красивая собака.

              Ответьте на вопросы. Answer the questions.

        1. Иван Иванович – инженер?
        2. Какая его родная  страна?
        3. Кто его отец?
        4. Кто Макар?
        5. Как зовут его собаку?
        6. Чья это собака?
        7. Какая это собака?

              Читайте и повторяйте диалоги. Read and repeat the dialogues

А) – Виктор, это моя подруга Эмма. А это мой друг Иван.
– Очень приятно, Виктор.
Б)  Вы говорите по телефону. You are speaking on the phone.
– Алло! Это университет?
– Да, университет.
– Это лаборант кафедры медицины?
– Да.
– Здравствуйте! Это Сергей Петрович Кузнецов.
– Здравствуйте, Сергей Петрович.
В) – Здравствуйте! Давайте познакомимся! Меня зовут Наташа. А Вас?
– А меня Ира.
– Очень приятно.
– Мне тоже
Г) – Джон, познакомься, пожалуйста, это мой друг. Его зовут Дима.
– Очень приятно. А меня зовут Джон.
– Мне тоже очень приятно.
Д) – Данил, это твой друг?
– Да, это мой друг.
– А как его зовут?
– Его зовут Миша. А это твоя подруга?
– Да, это моя подруга. Её зовут Лена.
Е) – Добрый день. Меня зовут Андрей.
– Очень приятно. Андрей, а как ваша фамилия?
– Моя фамилия Иванов.
– А отчество?
– Моё отчество – Петрович. Я – Андрей Петрович Иванов.                           

                                                                         Жан изучает русский язык

            Прочитайте текст. Read the text.

            Жан – француз. Его родной город – Париж. Его родная страна – Франция. Его родной язык – французский.
         Жан слушает и читает русские тексты, учит русскую грамматику и русские слова. Он пишет упражнения, много говорит по-русски. Вчера он делал домашнее задание. Он изучает русский язык только два дня, но уже знает все русские буквы и немного говорит по-русски. Он знает русские слова и выражения: Здравствуйте!, Как дела?, Как Вас зовут?, Меня зовут Жан.
            Жан говорит: «‎Какая интересная страна Казахстан!»

     Ответьте на вопросы. Answer the questions.

        1. Жан – американец?
        2. Какой его родной город?
        3. Что он делает каждый день?
        4. Он хорошо знает русский язык?
        5. Как он изучает русский язык?

     Читайте и повторяйте диалоги. Read and repeat the dialogues.  

              А)                                                                    На уроке. At the Lesson

Преподаватель: Индира, расскажите, пожалуйста, о себе по-русски. Индира: Меня  зовут Индира.  Я  из  Индии.  Я  студентка.  Я  изучаю русский язык.
Преподаватель: Как хорошо Вы говорите по-русски! Расскажите, как Вы изучаете русский язык?
Индира: Я  читаю  и  слушаю  тексты,  учу  слова  и  грамматику,  учу русские буквы и звуки, много говорю и пишу по-русски.

Б) – Скажите, пожалуйста, кто говорит по-английски?
– Генри.
– Генри, извините, как по-английски «друг»?
– Friend.
– Спасибо.
– Пожалуйста.

В) – Вы любите музыку?
– Да, очень.
– А ваша подруга Нина?
– Нет, она не любит музыку. Она любит биологию. А я математику не понимаю и не люблю.

                                                                      Студенты изучают языки

     Прочитайте текст. Read the text.

          Хуан давно изучает русский язык. Он уже хорошо говорит по-русски. Нина давно изучает английский язык. Она неплохо говорит по-английски. Виктор и Наташа изучают французский язык только месяц. Они немного говорят по-французски. Игорь изучает испанский язык. Он плохо говорит по-испански. Антон  изучает  немецкий  язык.  Он  совсем  не  говорит  по-немецки.  Ахмед прекрасно говорит по-арабски. Он прекрасно говорит по-арабски, потому что арабский язык – это его родной (native) язык. 

Ответьте на вопросы. Answer the questions.

        1. Как говорит по-русски Хуан?
        2. Как говорит по-английски Нина?
        3. Как говорят по-французски Виктор и Наташа?
        4. Как говорит по-испански Игорь?
        5. Как говорит по-немецки Антон? 
        6. Как говорит  по-арабски  Ахмед? 
        7. Почему он  прекрасно говорит  по-арабски? 
        8. А вы  говорите  по-арабски? 
        9. А по-английски? 
        10. А по-русски? 
        11. Как вы  говорите  по-русски?
        12. Как  ваши  друзья говорят по-русски?

                                                   

                                                                     Мы изучаем русский язык

 Прочитайте текст. Read the text.

         Это  наш  университет.  Вот  наша  аудитория.  Это  мы,  а  это  наш преподаватель. Её зовут Анна Николаевна.
         Мы  изучаем  русский  язык.  Анна  Николаевна  объясняет  грамматику.  Мы внимательно слушаем. Мы хорошо её понимаем, потому что Анна Николаевна объясняет громко  и  медленно.  Потом  она  спрашивает,  а  мы  отвечаем.  Мы отвечаем сначала тихо и медленно, а потом громко и быстро. Мы отвечаем правильно, потому что мы хорошо понимаем грамматику. Потом Анна Николаевна  медленно читает текст, а мы пишем диктант. Мы пишем правильно и красиво, потому что хорошо знаем все слова. Потом Анна Николаевна проверяет диктант и исправляет ошибки.

  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Как Анна Николаевна объясняет грамматику?
      2. Как слушают студенты?
      3. Почему студенты хорошо понимают грамматику?
      4. Как отвечают студенты?
      5. Почему они отвечают правильно?
      6. Как Анна Николаевна читает текст?
      7. Как студенты пишут диктант?
      8. Почему они пишут правильно и красиво?                                

                                                                          Мы студенты

   Читайте текст. Read the text.

           Я студент. Меня зовут Даму. Я из Индии. Я изучаю русский язык. Вот наша аудитория. Здесь наша группа. Вот преподаватель и студенты. Сейчас урок. Преподаватель объясняет правило. Я слушаю внимательно, но не понимаю, что объясняет преподаватель. Я ещё плохо знаю русский язык.
          – Я не понимаю, что Вы говорите, – говорю я.
          Преподаватель объясняет это правило ещё раз медленно и громко. Сейчас я хорошо понимаю. Потом мы читаем текст.
          – Вы уже хорошо читаете, – говорит преподаватель.
          – Спасибо, – говорю я.
          Звонок.  Преподаватель говорит: «До  свидания,  до  завтра!»  Мы тоже говорим: «До свидания!»
Дома мы отдыхаем. Мы говорим по-русски. Мы уже хорошо понимаем по-русски, потому что много работаем.

  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Как его зовут?
      2. Откуда Даму?
      3. Что он изучает?
      4. Как он знает русский язык?
      5. Что делает преподаватель?
      6. Почему студенты хорошо понимают по-русски?

                                                                                   Мои друзья

  Читайте текст. Read the text.

          Вот наша студенческая группа. Это мои друзья Анвар, Курт и Луис. Мы вместе изучаем русский язык.
          Анвар  –  умный  студент.  Он  хорошо  учится.  Он  хочет  хорошо  знать русский язык. Анвар уже неплохо говорит и пишет по-русски. Он каждый день читает русские газеты и журналы и уже много понимает. Иногда Анвар читает статью по-русски, а потом переводит её.
          Луис – добрый и весёлый человек. Он любит петь и танцевать, слушать музыку и играть в футбол, но он не любит учиться. Он говорит по-русски много, но неправильно. Преподаватель часто исправляет его. Преподаватель говорит,  что  Луис  делает  ошибки,  потому  что  он  невнимательный  и несерьёзный  студент.  Это  правда.  Луис  –  несерьёзный  человек.  Он  любит шутки и анекдоты.
         Мой  друг Курт  –  очень серьёзный  человек.  Он  читает  русские  тексты, изучает слова и грамматику, но ещё плохо говорит и пишет по-русски. Курт не поёт, не танцует и не играет в футбол. Луис говорит, что Курт – неинтересный человек, но это не так. Курт очень много знает, потому что он много читает. Он не играет в футбол, не поёт и не танцует, потому что он весь день учится.
        А меня зовут Том. Я люблю смотреть телевизор и слушать радио. Я люблю читать книги и играть в футбол. Я люблю петь и танцевать. Я тоже каждый день изучаю русский язык. Я уже могу немного говорить и писать по-русски, но ещё плохо понимаю, что говорят русские люди. Я очень хорошо понимаю, только когда они говорят «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Как дела?», «Как настроение?» и «До свидания!».

   Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Как зовут его друзей Тома?
      2. Какой человек Анвар?
      3. Какой человек Луис?
      4. Какой человек Курт?
      5. Какой человек Том?

                                                                                     Наша группа

  Читайте текст. Read the text.

        Мы иностранные студенты. Сейчас мы живём в Кокшетау и учимся на первом курсе в Кокшетауском университете имени Ш. Уалиханова на факультете медицины. Наша группа не очень большая. У нас в группе 10 студентов. Мы все приехали из Индии.
        Сейчас утро. Скоро урок. Мы ждём преподавателя. Урок  начинается  в  9  часов.  Наш  преподаватель  Эмма Николаевна хорошо  знает  английский  язык.  На  уроке  мы  говорим  по-русски  и  по-английски.  Мы  хорошо  понимаем  Эмму Николаевну,  потому  что  она  говорит медленно и громко.
         Эмма Николаевна спрашивает Кумара:
          – Кумар, что Вы делали вчера вечером?
        – Вчера вечером я делал домашнее задание. Я учил грамматику, читал и переводил  текст,  писал  упражнение,  повторял  глаголы.  Вечером  я  готовил ужин. Потом смотрел телевизор. Я почти всегда смотрю программу «Время», потому что я хочу хорошо понимать по-русски. Правда, я не всегда понимаю диктора. Я ещё не очень хорошо знаю русский язык. Поздно вечером я читал газету.
         Потом преподаватель спрашивает Индиру. Индира тоже рассказывает, что она делала вечером.
      – Вчера вечером я тоже готовила домашнее задание. Я исправляла свои ошибки  в  диктанте,  читала  текст,  повторяла  глаголы,  писала  упражнения. Потом я писала письмо домой, вспоминала свою маму, папу и младшую сестру.
         Я думаю, что они тоже часто вспоминают меня. На втором уроке мы читаем новый текст и переводим незнакомые слова, пишем глаголы.

   Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Где студенты живут?
      2. Где они учатся?
      3. Что Кумар делал вечером?
      4. Что Индира делала вечером?
      5. Что они делают на втором уроке?

                                                                               

                                            Сергей Петрович Иванов – преподаватель русского языка

   Прочитайте текст. Read the text.

       Сергей Петрович Иванов – преподаватель русского языка. Он работает в университете  на  кафедре  русского  языка.  А  это  его  иностранные  студенты Ахмед,  Кумар,  Мигель.  Они  учатся  в  университете  на  первом  курсе.  Они изучают русский язык. Каждый день они учат слова и грамматику, читают и рассказывают тексты, пишут упражнения. Они хорошо учатся и уже немного говорят по-русски. Они хотят хорошо знать русский язык, потому что хотят учиться в Казахстане.
         Сегодня Сергей Петрович не работает. Он дома. А это его жена. Её зовут Наталья Петровна. Наталья Петровна – артистка. Она работает в театре. Наталья Петровна – умная, весёлая женщина. Она хорошо танцует и поёт.

  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Кто Сергей Петрович Иванов?
      2. Кто его иностранные студенты?
      3. Где они учатся?
      4. Кто его жена?
      5. Где она работает?
      6. Какая она женщина?                                                                   

                                                                                Наша комната

 Прочитайте текст. Read the text.

        Мы студенты. Мы живём в общежитии. Наше общежитие находится на улице Абая в доме номер восемь. Это очень хорошая улица, потому что рядом находятся большие магазины, почта, библиотека, аптека, поликлиника, банк.
         Наше общежитие большое. Здание не новое, но красивое.
      Вот наша комната. Это комната небольшая, но очень светлая. Это моя кровать, а это кровать Хуана. В комнате слева стоит один небольшой стол. Здесь  мы  обедаем  или  ужинаем.  А  вот  ещё  один  большой  стол.  Здесь  мы занимаемся. На этом столе стоит настольная лампа, лежат наши книги, тетради, словари, ручки и карандаши. На стене висят наши фотографии, а справа висит большая географическая карта. На окне стоят комнатные цветы. Шкаф стоит в углу. В шкафу висят наши вещи: куртки, рубашки, брюки. На шкафу лежат книги. А вот наш новый телевизор. Он стоит на тумбочке. На полу лежит красивый ковёр. Вот большое окно. На окне висит красивая светлая занавеска. Жаль, что в нашей комнате нет балкона.
     Наша комната уютная и чистая. В свободное время мы здесь отдыхаем, слушаем музыку, вспоминаем о своей стране, о родном городе.

 Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Где живут  студенты?
      2. Где  находится  общежитие?
      3. Почему  это  хорошая улица?
      4. Какое это  общежитие?
      5. Где  стоит  небольшой  стол?
      6. Где занимаются студенты?
      7. Что висит на стене?
      8. Где стоит шкаф?
      9. Что висит в шкафу?
      10.  Где лежит ковёр?

                                                                          Казахстан – красивая страна

       Прочитайте текст. Read the text.

    Казахстан – красивая страна, которая находится в двух частях света, на границе Европы и Азии. Нур-Султан – главный город Казахстана, его столица.
    Сейчас я живу и учусь в Кокшетау. Это не очень большой, но красивый и зелёный город, который находится на севере Казахстана. В Кокшетау красивые скверы, парки. Я люблю гулять здесь.
      Особенно в Кокшетау красиво весной. Снова ярко светит солнце. Везде мы видим первые цветы. Деревья зелёные. В городе есть красивое озеро Копа. Я и мои друзья часто бываем здесь.
     В Кокшетау красивые и чистые улицы. Я люблю улицу Абая. Здесь находится наше общежитие. Рядом магазины, аптека, почта, поликлиника, банк.
      Центр  города  –  площадь  Тауелсиздик.  Это  большая  и  красивая  площадь.  Здесь находится  музей,  где  можно  посмотреть  интересные  выставки.  На  площади находится  памятник Аблай хану,  здание,  где  работает  правительство Акмолинской области. 
       Я  часто  бываю  на  площади,  в  кинотеатрах,  на дискотеках.

     Ответьте на вопросы. Answer the questions.

    1. Где находится  Казахстан? 
    2. Какой город Кокшетау?
    3. Где он находится?
    4. Когда в Кокшетау особенно красиво? Почему?
    5. Что находится на площади Тауелсиздик?

 

                                                                                 Выходной день

  Прочитайте текст. Read the text.

          Вчера было воскресенье. Студенты не учились, потому что воскресенье – это выходной день.
          Гита  весь  день  отдыхала.  Она  спала,  ела,  пила,  читала  газеты,  смотрела телевизор. А больше она ничего не делала.
        Фархад весь день занимался. Утром он позавтракал, потом сделал домашнее задание по биологии. В два часа Фархад пообедал, а потом сделал домашнее задание по русскому языку: прочитал новый текст и перевёл его на родной язык, выучил двадцать новых слов, выучил грамматику – тему «Предложный падеж и написал четыре упражнения. В десять часов Гита поужинала, а потом повторила все  старые  слова.  Когда  Фархад  узнал  об  этом,  он  сказал:  «Я  не  хочу  так отдыхать».
        Даниял вчера тоже делал домашнее задание. Он делал домашнее задание по математике и решал задачи. Но он решил только три задачи, а одну не решил, потому что он не знал, как её решать. Даниял делал домашнее задание и по русскому  языку.  Он  смотрел  таблицы  в  учебнике  и  писал  упражнения.  Он написал только два упражнения, а два не написал, потому что был занят – он был в гостях, смотрел телевизор, играл в шахматы, пил кофе. А потом было уже поздно.  Поэтому  Даниял не  выучил  новые  слова,  не  повторил  старые,  не прочитал  текст  и  не  перевёл  его  на  родной  язык,  не  выучил  грамматику.
         Вечером Фархад спросил его: «Ну, как дела?», и Даниял ответил: «Сегодня я очень устал».
        Пуджа сделала всё домашнее задание не вчера, а позавчера вечером. А вчера она гуляла в городе, днём была в зоопарке, в музее, а вечером смотрела новый фильм. Когда Фархад  узнал об этом, он сказал: «Ты, наверное, очень устала?» «Нет, – сказала Пуджа. – Я хорошо отдохнула».

  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Что было вчера?
      2. Что делала Гита?
      3. Что делал Фархад?
      4. Что делал Даниял?
      5. Что делала Пуджа?
      6. Почему Пуджа не устала?

                                                                                   Мой дом

  Прочитайте текст. Read the text.

        Это коридор. В коридоре есть шкаф. На полу – ковёр. На стене – зеркало. На потолке – лампа.
      Налево – кухня. Здесь есть плита , холодильник, стол и стулья. Мы здесь завтракаем. Обедаем мы в кафе или в столовой, на работе или в университете. Там вкусно и недорого.
        А ужинаем мы в столовой. Вот она! Тут стол, стулья, телевизор, шкаф и люстра на потолке. Готовит ужин моя мама или бабушка.
    Сегодня у нас гости. Они живут в гостиной. Она прямо. Здесь есть стол, стулья, диван-кровать, телевизор и компьютер. Гости очень любят жить в гостиной. Вот тут, направо, моя  комната.
      У меня есть стол, стул, шкаф, кровать, компьютер и телевизор. Да, телефон тоже есть. Вот он, на столе. Я здесь живу, работаю, ем и отдыхаю.
        Там, прямо, ванная. Там есть всё – ванна, душ и даже телевизор.
        Вы хотите в туалет? Он направо! Там есть унитаз и ра̀ковина. Полотенце на стене!
       Ещё в доме, на втором этаже, есть библиотека и кабинет. В библиотеке живёт наш кот Барсик. Он любит книги. Но не читает их, а играет с ними.
        А в кабинете работают родители.
       Осторожно, лестница! На чердаке у нас никто не живёт. Поэтому экскурсия кончается здесь. Спасибо! До свидания!

 Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Чей это дом?
      2. Кто здесь живёт?
      3. Где они ужинают?
      4. Что есть в ванной?
      5. Что есть на втором этаже?
      6. Кто живёт на чердаке?

                                                                                 Магазин «Одежда и обувь»

 Прочитайте текст. Read the text.

        Здравствуйте! Меня зовут Абдулла. Этой мой друг Даниял. Это магазин «Одежда и обувь». Здесь мы хотим купить модную одежду и красивую обувь. Справа можно купить костюмы, футболки, рубашки, юбки, трико, пальто, шапки, кепки, куртки. Слева можно купить кроссовки, туфли, ботинки и сапоги.
      Я люблю носить белую футболку, серые джинсы, фиолетовое трико и красные кроссовки. Даниял любит носить жёлтую рубашку, коричневые шорты и чёрные ботинки. Это очень хороший, большой и недорогой магазин.

  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Как зовут его друга?
      2. Что они хотят купить?
      3. Что любит носить Абдулла?
      4. Даниял любит носить белую рубашку?
      5. Какой это магазин?

Читайте и повторяйте диалоги. Read and repeat the dialogues.

А) Здравствуйте! А в продаже есть печенье «Ореховое»?
– Этого печенья нет, оно закончилось.
– Извините, а почему тогда на витрине выставлена пачка и написано «Ореховое»?
– Где?… Ах, это! Эта пачка не настоящая, а муляж.
– Ух ты! А зачем муляжи-то?
– Чтобы покупатели видели, что обычно «Ореховое» есть у нас в ассортименте.
– Хорошо, спасибо, что пояснили. Но тогда порекомендуйте мне, пожалуйста, какое-нибудь печенье, похожее по вкусу на «Ореховое».
– Вот, например, хорошее печенье «Лакомка» с орехами… Или «Маруся».
– «Маруся», как я вижу, в шоколаде?
– Да, в глазури.
– Можно мне, пожалуйста, килограмм «Маруси».
– С Вас ровно шестьдесят рублей.
– Возьмите, пожалуйста, сто.
– А мелких купюр у Вас нет? Они бы нам очень пригодились.
– Увы, только такие!
– Ну, ничего страшного. Вот Ваша сдача – сорок рублей. Кушайте на здоровье!
– Спасибо!

Б) – Здравствуйте, могу я Вам чем-то помочь?
– Здравствуйте! Я ищу недорогой смартфон с хорошей фотокамерой, есть у Вас такие модели?
– В принципе, есть несколько неплохих бюджетных вариантов. Вот этот с небольшим экраном, зато камера у него 7 мегапиксилей и фотографии получаются очень четкие. Кроме того, здесь хорошая цветопередача и встроенная мощная вспышка.
– А как на счет других функций?
– Ну, звонить он умеет, mp3 плэйер имеется, вай-фай. Не очень мощный процессор и видеокарта, так что скорость работы средняя. Но на свою цену с такой камерой очень хороший смартфон.
– Понятно. А, может, есть что-то чуть подороже, но все-таки побыстрее?
– Есть вот такая модель, на тысячу дороже, у него тоже камера семь, но процессор помощнее. Кроме того, его можно взять в рассрочку без процентов на три месяца.
– На три месяца? Это неплохо. Покажите, пожалуйста, его поближе.

                                                                                    Тело человека

  Прочитайте текст. Read the text.

         Что ты знаешь о своем теле? Тело человека очень красивое. Оно состоит из рук, ног, туловища, головы, шеи и так далее. Глаза помогают человеку видеть, уши помогают человеку слышать, рот и губы помогают человеку говорить.
       Все люди имеют разные лица. На лице человека есть два глаза, нос, рот. Также у человека есть волосы, шея, плечи, пальцы на руках, пальцы на ногах, ногти, стопы, колени, щеки, брови, лоб, подбородок.
        У человека есть кожа, она бывает разного цвета. Люди, которые живут в Африке, имеют коричневую или черную кожу. Люди, которые живут в Европе, имеют белую кожу.
         Волосы бывают прямые или кудрявые, длинные, короткие, темные, блондинистые, седые.
         Также у человека есть мышцы, жир, кости, суставы.
         Внутри тела человека есть сердце, желудок, печень, почки, легкие, и другие важные органы.
       Во рту у человека есть 32 зуба и язык. Некоторые люди (дети или взрослые) теряют один или несколько зубов, поэтому не у всех людей 32 зуба.

 Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Какое тело человека?
      2. Из чего оно состоит?
      3. Что есть на лице?
      4. Какие бывают волосы?
      5. Что есть внутри тела человека?
      6. Что есть во рту у человека?

                                                                                             Мой друг болен

     Прочитайте текст. Read the text.

          В воскресенье я ездил к своему другу. Его зовут Тьен. Он из Вьетнама. Он учится на физическом факультете и хочет стать физиком. Мы долго разговаривали. Он рассказывал мне о Вьетнаме. Потом мы пошли гулять. Мы долго гуляли в парке. Была плохая погода. Минус 10. Шёл снег (It was snowing).
      Вечером мой друг почувствовал себя плохо. У него болела голова и горло. Он поставил градусник (Не put thermometer). Температура была высокая.
           Утром он тоже чувствовал себя плохо, поэтому я вызвал врача. Врач пришёл вечером.
           — Здравствуйте! Как Вы себя чувствуете? Что у Вас болит?
           — У меня болит голова и горло (I’ve got a head ache and a cold).
           — Какая у Вас температура?
           — 37,8 (тридцать семь и восемь).
         — Я должен осмотреть Вас. Снимите (take off), пожалуйста, рубашку. Дышите глубоко (Breath deep). У Вас грипп, поэтому Вам надо лежать в постели и принимать лекарства. Вот рецепт. Вы должны принимать таблетки 3 раза в день. Выздоравливайте. До свидания!
           — Спасибо, доктор!  До свидания!

Выберите правильный вариант ответа и закончите высказывания. Choose the correct answer to complete the sentences.

        1.Мой друг… 5. У друга болели …

 а) китаец;                  а) нога и рука;   
 б) вьетнамец;           б) голова и горло; 
 в) кореец.                  в) живот.    

         2.Он хочет стать… 6. Врач пришёл…  

         а) филологом;              а) рано утром; 
         б) химиком;                   б) днём;    
         в) физиком.                   в) вечером. 

         3.Они долго гуляли … 7. У друга …

  а) в парке;                а) ангина;       
  б) в лесу;                  б) грипп;  
  в) на площади.        в) простуда. 

  4.Вечером мой друг почувствовал себя …                       

 а) плохо;                               
 б) хорошо;                      
 в) нормально.                

Читайте и повторяйте диалоги. Read and repeat the dialogues.

А) У врача
— Здравствуйте, доктор!
— Здравствуйте! Проходите (Come in), садитесь (sit down), пожалуйста. Что с Вами (What’s worrying you)?
— У меня болит голова.
— Какая у Вас температура?
— 38,3 (тридцать восемь и три).
— У Вас есть кашель?
— Нет, кашля у меня нет.
— Возьмите рецепт (prescription), Вам надо лежать. Принимайте лекарство 3 раза в день. Приходите ко мне в среду. Я начинаю приём в 9 часов.
— Спасибо! До свидания!
— Всего хорошего! Выздоравливайте!

Б) Привет, Антон! Почему ты не был сегодня на занятиях?
Здравствуй, Иван! Я не был на занятиях, потому что заболел.
Как это случилось?
Вчера было холодно, а я долго гулял и, наверное, простудился. Сегодня ночью у меня была высокая температура. У меня болели голова и горло, поэтому я совсем не спал.
Ты был у врача?
Я вызвал (called) врача на дом. Врач осмотрел (examined) меня и сказал, что у меня грипп, поэтому я должен лежать в постели.
Лекарства у тебя есть?
Врач дал мне рецепт на лекарство. Моя сестра пошла днём в аптеку и купила это лекарство и витамины (vitamins).
Когда ты пойдёшь к врачу снова?
Мне нужно прийти к нему на следующей неделе. Если мне будет плохо, я должен снова вызвать врача на дом.
Ну, выздоравливай скорее!
Спасибо!
Пока!
До встречи!

                                                                                      Времена года

Прочитайте текст. Read the text.

        А) Кумар: Я люблю лето. Светит солнце, поют птицы. Тепло. Я люблю купаться, гулять в лесу, загорать. А еще я люблю каникулы и путешествия.
       Б) Анжела: А мне нравится зима. Снег и солнце – это так красиво. В выходные дни можно кататься на лыжах в лесу или сидеть у огня на даче. Новый Год тоже зимой.
       В) Михаил: Нет! Лучше всего весна. Всё цветёт. С юга прилетают домой птицы. У них рождаются дети. Жизнь продолжается! Весна – это тюльпаны, нарциссы. И конец учёбы.
       Г) Алина: Мое время года – осень. Начало осени. Природа яркая: золотая, красная. Яблоки, груши, мёд… Всё сочное, вкусное. Сегодня это – начало учёбы.

Ответьте на вопросы. Answer the questions.

        a. Какое время года Вы любите (ты любишь) больше всего?
        b. С кем из студентов Вы согласны (ты согласен/ согласна) или не согласны (не согласен/ согласна)?

Читайте и повторяйте диалог. Read and repeat the dialogue.

– Какое сейчас время года?
– Сейчас осень.
– А какой месяц?
– Конец октября.
– Ты любишь осень?
– Нет, я не люблю осень.
– Почему ты не любишь осень?
– Потому что осенью часто идёт дождь.
– А какое время года ты любишь?
– Я люблю лето, потому что летом тепло. А ты?
– А я люблю весну, когда все расцветает.
– А зиму ты любишь?
– Нет, зимой холодно.
– Итак, вспомним времена года по-русски. Назови их!
– Зима, весна, лето и осень.

                                                                              В аэропорту

Читайте и повторяйте диалоги. Read and repeat the dialogues.

А) Сервисный агент: Доброе утро. Можно мне ваш билет?
Пассажир: Вот ты где.
Агент по обслуживанию: Хотите место у окна или у прохода?
Пассажир: Место у прохода, пожалуйста.
Сервисный агент: У вас есть багаж?
Пассажир: Да, этот чемодан и эта ручная кладь.
Сервисный агент: Вот ваш посадочный талон. Приятного полета.
Пассажир: Спасибо.

Б) Прохождение безопасности
Пожалуйста, пройдите через сканер – спрашивают, когда вы проходите через металлоискатели в аэропорту.
Пожалуйста, отойдите в сторону – спросили, нужно ли сотруднику службы безопасности допрашивать вас.
Поднимите руки в стороны – спрашивает, когда вы находитесь внутри сканера.
Освободите карманы, пожалуйста.
Снимите, пожалуйста, обувь и ремень.
Выньте из сумки все электронные устройства.     

В) Офицер безопасности: Далее!
Пассажир: Вот мой билет.
Офицер безопасности: Пожалуйста, пройдите через сканер.
Пассажир: (гудок, гудок, гудок) Что случилось?
Офицер безопасности: Пожалуйста, отойди в сторону.
Пассажир: Конечно.
Офицер службы безопасности: У тебя в кармане есть монеты?
Пассажир: Нет, но у меня есть ключи.
Офицер безопасности: А, вот в чем проблема. Положите ключи в эту корзину и снова пройдите через сканер.
Пассажир: Хорошо.
Офицер безопасности: Отлично. Нет проблем. Не забудьте разгрузить карманы, прежде чем в следующий раз проходить проверку безопасности.
Пассажир:Я это сделаю. Спасибо!
Офицер безопасности: Хорошего дня!

Г) Паспортный контроль и таможня
Могу я увидеть ваш паспорт?
Вы турист или приехали по делам? – Попросили на таможне определить цель вашего визита.
У вас есть что-либо, подлежащее декларированию? – Иногда людям нужно декларировать то, что они купили в других странах.
Привозили ли вы еду в страну? – Некоторые страны не разрешают ввоз в страну определенных продуктов.

Д) Паспортный контроль
Сотрудник паспорта: Доброе утро. Могу я увидеть ваш паспорт?
Пассажир: Вот ты где!
Офицер паспорта: Большое спасибо. Вы турист или приехали по делам?
Пассажир: Я турист.
Сотрудник паспорта: Ничего страшного. Приятного пребывания.
Пассажир: Спасибо.

Е) Паспортный контроль
Сотрудник таможни: Доброе утро. У вас есть что-либо, подлежащее декларированию?
Пассажир: Я не уверен. У меня есть две бутылки виски. Мне нужно это декларировать?
Сотрудник таможни: Нет, вы можете получить до 2 кварт.
Пассажир: Отлично.
Таможенник: Вы привозили в страну продукты?
Пассажир: Просто немного сыра, который я купил во Франции.
Сотрудник таможни: Боюсь, мне придется это принять.
Пассажир: Почему? Это просто сыр.
Сотрудник таможни: К сожалению, ввозить сыр в страну запрещено. Мне жаль.
Пассажир: Хорошо. Держи.
Таможенник: Спасибо. Что-нибудь еще?
Пассажир: Купил дочке футболку.
Сотрудник таможни: Ничего страшного. Хорошего дня.
Пассажир: Ты тоже.

                                                                                          Дни недели

  Прочитайте текст. Read the text.

          В русском языке каждый день имеет своё название, своё имя. Как и в любом другом языке, у нас 7 дней недели, обычно 2 дня называются «Выходными»‎ [Vykhadnye] Weekend, остальные дни, когда люди учатся, работают, в спешке бегают и решают всякие срочные дела – называются «Будние дни»‎ [Budnie dni] Weekday или «Будни»‎ [Budni] Weekdays.
          Каждый рабочий день имеет своё интересное название, которое сложилось исторически и сохранилось до сих пор.
          Понедельник [Panidel’nik] – Monday
          Вторник [Ftornik] – Tuesday
          Среда [Srida] – Wednesday
          Четверг [Chitverg] – Thursday
          Пятница [Pyatnitsa] – Friday
          Два последних дня относятся к выходным, в такие дни обычно отдыхают, ходят в кино, в парки, на каток, встречаются в кафе с друзьями, едут в гости или остаются дома и делают уборку. Но бывают и исключения, когда и в субботу, и воскресенье можно увидеть много людей, которые спешат на работу или на учёбу.
         Суббота [Subota] – Saturday
         Воскресенье [Vaskrisen’e] – Sunday

  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

      1. Как называются дни недели в русском языке?
      2. Что делают люди в выходные дни?
      3. Как называются рабочие дни в русском языке?

Читайте и повторяйте диалог. Read and repeat the dialogue.

– Мы работаем в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу.
– Мы отдыхаем в субботу и воскресенье.
– Что ты делаешь в понедельник?
– В понедельник я работаю, а после работы я учу русский язык.
– Что ты делаешь во вторник?
– Во вторник я работаю, а после работы иду в бассейн.
– Что ты делаешь в среду?
– В среду я работаю, а после работы повторяю русские слова.
– Что ты делаешь в четверг?
– В четверг я работаю, а после работы иду в фитнес центр.
– Что ты делаешь в пятницу?
– В пятницу я работаю, а после работы иду с другом в ресторан.
Что ты делаешь в субботу?
– В субботу я не работаю, я долго сплю утром, потом я убираю квартиру, иду в магазин и смотрю телевизор.
– Что ты делаешь в воскресенье?
– В воскресенье я иду к своим родителям, мы пьём чай и едим торт. А вечером я снова учу русский язык, потому что хочу говорить по-русски хорошо.
– А что вы делаете в каждый день недели?
Расскажите, пожалуйста!..

                                                                       Как мы учим иностранные слова

Прочитайте текст. Read the text.

        Все мы запоминаем слова по-разному. Вот как учат русские слова иностранные студенты:
        Пьер Дюма (Франция). Я всегда пишу новые слова много раз. Только так я могу их запомнить.
        Курт Майер (Германия). Я делаю карточки и на них пишу новые слова и примеры с ними, а на обратной стороне пишу их перевод. Я смотрю эти карточки постоянно и знаю уже очень много русских слов.
        Мария Шухарт (Германия). Все новые слова я пишу в тетради на русском языке и на немецком. Когда мне нужно вспомнить слово, я вспоминаю всю страницу в тетради и легко нахожу это слово.
         Хуан Санчес (Испания). Я никогда не пишу перевод в тетради. Я пишу только примеры и учу их. Составляю с новыми словами фразы.
         Анвар Харб (Сирия). Я лучше запоминаю слова, если группирую их по темам.
         Чжан Сяолинь (Китай). Когда я запоминаю новое русское слово, я представляю себе какой-нибудь образ или какую-нибудь историю, которая может быть связана с этим словом. Это мне очень помогает.

          Ответьте на вопросы. Answer the questions.

          a. Как Вы запоминаете слова?
          b. Как учат русские слова иностранные студенты?

                                                                                             Кем быть

        Прочитайте текст. Read the text.

        Выбор профессии – очень важный вопрос в жизни человека. Человек не может быть счастливым, если он не нашёл своё призвание, своё дело. Найти своё место в жизни – значит правильно определить цель жизни и идти к этой цели.
        Если человек правильно выбрал профессию, он любит свою работу и работает с удовольствием. Молодому человеку помогают сделать выбор семья, школа, радио, телевидение, газеты и журналы.
        Разные специалисты: строители, лётчики, врачи, рабочие – приходят в школу. Они рассказывают о своей профессии, отвечают на вопросы школьников, дают советы. Старшие школьники работают на практике. Там они знакомятся с будущей специальностью. Молодёжные журналы часто печатают статьи о выборе профессии, отвечают на письма читателей.
        Вот одно такое письмо:
         – В прошлом году я окончила школу и музыкальную студию. Сначала думала поступить в педагогическое училище на музыкальное отделение, но в нашем городе нет такого училища. Мама не разрешила мне поехать в другой город. Она посоветовала мне поступить в автомеханический техникум. Я так и сделала. Как я ошиблась! Сейчас я учусь еле-еле, потому что мне неинтересно. Я часто думаю, как я буду работать, если мне не нравится моя профессия? Я очень люблю детей и музыку. Может быть, мне нужно изменить специальность? Но тогда я потеряю целый год. Посоветуйте, что мне делать?                 

Марина Юрченко

         Вот что ответили Марине читатели.
         – Конечно, в жизни бывают ошибки. Их нужно исправлять. Если ты, Марина, сейчас исправишь свою ошибку, ты потеряешь год, а если не исправишь – всю жизнь.

Олег М.

         – Первый год учёбы – самый трудный. Не спеши изменять специальность, Марина. Ты привыкнешь и, может быть, полюбишь свою профессию.

Эльвира В.

         – Это не важно, какая у человека профессия: инженер, музыкант или шофёр. Самое главное, чтобы твоя работа была нужной и полезной.

Дмитрий П.

         Ответьте на вопросы. Answer the questions.

         a. Согласны ли вы, что выбор профессии – очень важный вопрос в жизни человека? Почему?
         b. Кто и как помогает молодому человеку выбирать профессию?
         d. Почему Марина Юрченко хочет изменить специальность?
         c. С кем из читателей вы согласны или не согласны? Почему?
         e. Как бы вы ответили на письмо Марины?

Масленица

      Посмотрите видео. Watch video.
      https://www.youtube.com/watch?v=zrhog0l3Y4E

      Читайте текст. Read the text.

      Масленица – это весёлый и красивый русский праздник. Этот праздник длится неделю. Это последняя неделя перед Великим Постом. Иногда масленицу называют «блинная неделя», так как в это время нужно готовить и есть блины. Почему именно блины? Потому что блины – круглые и жёлтые, как солнце! В этот праздник русские люди радуются солнцу и весне и провожают долгую зиму.
    Эта неделя очень весёлая. Каждый день есть особое занятие. Например, во вторник проводятся разные игры на свежем воздухе. Каждый может принять в них участие. В среду нужно пойти в гости к тёще и поесть у неё блины. В четверг можно кататься на санках. А в воскресенье сжигают соломенное чучело, которое символизирует зиму.
      В это воскресенье нужно просить прощения у всех своих близких и друзей. Поэтому русские люди звонят друг другу по телефону или пишут сообщения и просят прощения за всё плохое, что они сделали. И конечно, в этот день тоже нужно есть блины!

 Ответьте на вопросы. Answer the questions.

  а) Какой праздник масленица?
  b) Как иногда называют Масленицу?
  c) Почему в это время нужно готовить и есть блины?
  d) Почему эта неделя очень весёлая?
  e) Что делают русские люди в это воскресенье?

Новый год в Казахстане и России

асекаПосмотрите видео. Watch video.
          https://www.youtube.com/watch?v=MgT9QjY73gMи

асекаЧитайте текст. Read the text.

асекаВ Казахстане и России Новый год является одним из самых важных и долгожданных праздников. Даже Рождество является менее важным праздником, чем Новый год, хотя и Рождество в последнее время является очень большим праздником. Обычно Новый год отмечают в кругу друзей, а Рождество – это истинно семейный праздник. Его празднуют в кругу семьи. Обязательный атрибут Нового года – это ёлка, фейерверки, бенгальские огни и новогодние хлопушки, шампанское и салат «Оливье».
асекаПод елку часто ставят игрушки, самые популярные, конечно, это Дед Мороз и его внучка Снегурочка.
асекаДом украшают гирляндами, фонариками, свечами, еловыми ветками.
асекаДед Мороз не забывает одаривать взрослых и детей! Он приходит ночью, когда все уже спят, и оставляет красивые свертки под елкой.
асекаДобрая традиция обмениваться подарками в Новый год делает этот праздник еще более волшебным и сказочным.
асекаЛюди верят, что, если загадать самое сокровенное желание под бой курантов в полночь, оно обязательно сбудется в наступающем году. После этого надо обязательно поднять бокалы с шампанским и выпить за новый счастливый год!

асека  Ответьте на вопросы. Answer the questions.

асека  а) Какой праздник является самым важным и долгожданным в Казахстане и России?
асека  b) Как обычно отмечают Новый год?
асека  с) Кому дарит подарки Дед Мороз?
асека  d) Почему этот праздник волшебный и сказочный?

Пасха

Посмотрите видео. Watch video.
https://disk.yandex.kz/d/nyUWmMjFHAGJHQ/0ca7f7fe-b374-48ca-8c66-0c202c3abacf.mp4

 Читайте текст. Read the text.

асекаПасха – главный христианский праздник, день чудесного воскрешения Иисуса Христа. Это «кочующий» праздник, выпадающий в разные дни в период с 7 апреля по 8 мая. Главное событие празднества – торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Утром начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.
асекаС давних времен перед Пасхой нужно наводить порядок в доме и на улице: белить потолки, стены, печи, ремонтировать ограды, приводить в порядок колодцы, убирать мусор, оставшийся после зимы. Все мылись в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды.
асекаНа Пасху было принято надевать новую или чистую праздничную одежду. Перед уходом в церковь в домах накрывали праздничные пасхальные столы, сервировали самой красивой посудой, какая была в доме. Кушанья, которые бывали на Пасху, не повторялись в другие дни. Ели их только раз в год. Начинали готовиться к Пасхе за неделю, еще в пост. Закалывали свинью, делали колбасы, ветчину. Пекли куличи, делали творожную пасху. Комнаты и стол украшали живыми и бумажными цветами.
асекаНевозможно представить Пасху без крашеных яиц. Раньше красили яйца в красный цвет, который должен был напомнить о крови Христа, пролитой на Голгофе (на горе, где он был распят).
асекаКрашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, еще их дарят друг другу всю Пасхальную неделю.
асекаВ православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей Пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями.
асекаВ старину на Пасху были и свои пасхальные игры. Самая распространенная «чоканье», когда, ударяя острым или тупым концом крашеного крутого яйца, старались разбить яйцо соперника. Победителем становился тот, чье яйцо оставалось целым.
асекаУстраивали катание яиц. Для этого делали на столе или на полу горку из деревянной дощечки или картонки. Перед ней раскладывали крашеные яйца, различные подарки и игрушки. По очереди катали яйца с горки. Предмет, до которого дотрагивалось яйцо, становился выигрышем.

асекаОтветьте на вопросы. Answer the questions.

асекаа) Какой праздник Пасха?
асекаb) Главное событие празднества?
асекаc) Что нужно делать перед Пасхой?
асекаd) Как раньше красили яйца?
асекаe) Какие были пасхальные игры?

Достопримечательности Центрального Федерального округа

         Рассмотрите иллюстрации. Подпишите, как называются эти достопримечательности. Consider the illustrations. Tell what these attractions are called.

Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги
Тексты и диалоги

асекаСлова для справок: Words reference: Золотое кольцо, Коломенский кремль, Смоленская Крепостная стена, Ростовский кремль, Хоперский заповедник, Троице-Сергиева Лавра, Хоперский заповедник.
асекаПрочитайте за преподавателем слова и словосочетания, которые встретятся в тексте задания. Уточните значение незнакомых слов в словаре у преподавателя. Read for the teacher the words and phrases that will occur in the text of the assignment. Check the meaning of unfamiliar words in the dictionary or with the teacher.
аллпФедеральный округ, проложить, поражать, величие, Успенский кафедральный собор, защищать, оборонное значение, уцелеть, крепостная стена, башня, шатровая колокольня, звонница, Метрополичий двор, музей, собор, заповедник, паводок, затапливать, биосферный характер, равнина, мощи Сергия Радонежского, усадьба, храм, богадельня, церковная сторожка, фамильная часовня, хозяйственная постройка, ценность.

  Прочитайте текст.  Read the text.

асекаЦентральный Федеральный округ России формируется из областей. По городам Центральной России проложен известный туристический маршрут «Золотое кольцо».

Тексты и диалоги
Тексты и диалоги

асекаКоломенский кремль поражает своим величием. Он построен в 1525-1531 годах на месте рек Москвы и Коломенки. Кремль был одной из самых защищенных крепостей Московского государства. Сегодня сохранились некоторые крепостные стены и семь башен. За стенами кремля стоит Успенский кафедральный собор, несколько церквей и шатровая колокольня. Это самая громкая звонница в нашей стране.

асекаСмоленская Крепостная стена была построена в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова в 1595-1602 годах. В средние века крепость имела огромное оборонное значение для Российского государства. В одной из уцелевших башен сегодня организован музей Смоленской крепости.

Тексты и диалоги
Тексты и диалоги

асекаЭто Ростовский кремль. Другое название Ростовского кремля – Метрополичий двор. Он расположен на берегу озера Неро в центре Ростова. Стены кремля имеют 11 башен, внутри территории находится несколько церквей и соборов. В стенах Ростовского кремля снимали эпизоды знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

асекаЭто Хоперский заповедник. На территории заповедника расположено около 400 озер, во время весенних паводков затапливается более 8 процентов площади заповедника. Это определяет особый биосферный характер растений и животных природных комплексов этих мест, и делает заповедник одним из самых богатых на равнинах Восточной Европы.

Тексты и диалоги
Тексты и диалоги

асекаВ церковной литературе Троице Сергиева Лавра называется как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, расположена в центре города на реке Кончуре. В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского.

асекаПриродный государственный музей-заповедник И.С. Тургенева представляет собой комплекс усадебных строений – храм Спаса Преображения, богадельню, церковную сторожку, фамильную часовню и различные хозяйственные постройки. Дом-музей И.С. Тургенева хранит большую коллекцию вещей писателя, которые имеют большую историческую и художественную ценность.

Тексты и диалоги

асекаfПройдите по ссылке. Ответьте на вопросы «да» или «нет» в соответствии с содержанием текста. Follow the link. Answer the questions “yes” or “no” according to the content of the text.

асекаеhttps://learningapps.org/display?v=piyzj7px220.

асеfка Продолжите предложения Continue the sentences. 

асекffа1. Другое название Ростовского кремля _____________________. 
асекffа2. В Троицком соборе лежат ________________________.
асекffа3. Дом-музей И.С. Тургенева хранит _____________________. 
асекffа4. Коломенский кремль был ___________________________.

Список источников

List of source